Краткое описание парных форм

Напомним, что слово Ката - «шаблон», «форма» - в школе почти не используется.
  Формы основного, «корневого» (Найдэн, Хондэн) раздела традиционно называют тати  太刀, «меч».
  Формы «внешнего» раздела (Гайдэн) обозначают словом Сэйхо 勢法, образованным сочетанием иероглифа (закон, правило) с многозначным иероглифом  Cэй  勢, который означает – «энергия», «мощь», «момент».
  Нельзя не упомянуть, что именно этот иероглиф знаменует пятую главу чрезвычайно почитаемого в среде японской воинской аристократии трактата «Искусство войны» Сунь Цзы. В нём же, в главе 1 п.6, говорится: «мощь - это умение применять тактику» (пер.Н.Конрада).
    И ещё отметим, что образ катящегося камня, который часто используется при объяснении принципа Маробаси, также встречается в пятой главе.

По словам Нагаока Торэя Фусасигэ, нельзя привязываться к форме. Со времени возникновения стиля в нём основной считалась бесформенная позиция, Мукэй-но гурай 無形之位. И отношение к ката, к форме должно быть таким: «Изучая, отдаляться от ката, использовать ката, но не позволять ката использовать себя» (常に、カタを離れ、カタを使い、カタに使われること勿れ).
    С течением времени ката может меняться, в разных местах его могут выполнять по-разному, но основная идея, имеющая значение для схватки, должна оставаться неизменной. И к таким идеям относятся: курай (, позиция, положение), цумори (оценка дистанции) или сакай – «граница», и хёси (拍子 – тайминг, ритм, момент).


Раздел Найдэн 内伝   (Хондэн 本伝)

Внутренняя (основная, корневая) традиция (передача)

    Включает формы, которые преподавали ученикам основатель стиля, Камиидзуми Исэ-но Ками, а также его ученик и сооснователь школы Ягю Сэкисюсай Мунэтоси.
    Камиидзуми обучал учеников следующим формам («тати»):
Сангаку-но Тати, Кука-но Тати, Эмпи рокка-но Тати, Тэнгусё, и формам Маробаси, как секретному тренировочному упражнению.

Сангаку三学

«Три учения»

Полное название: Сангаку Эн-но Тати 参学円之太刀 - «Совершенные приемы трех путей к познанию учения»

1.
  Итто: Рё:дан
 一刀両段  Одним ударом пополам
2.
  Дзантэй Сэттэцу
 斬釘截鉄  Прорубаться сквозь гвозди, резать железо
3.
  Ханкай Ханко:
 半開半向  Наполовину открыт, наполовину направлен
  Вариант написания: 半開半合  Наполовину открыто, наполовину закрыто
4.
  Усэн Сатэн
 右旋左転  Вращение вправо, поворот налево
5.
  Тё:тан Итими
 長短一味  Длинное и короткое – один вкус,
  длинное и короткое – суть одна

О дзэнских истоках названий ката Сангаку

Кука九箇

«Девять приёмов»

Полное название: Кука-но Тати 九箇之太刀 - Девять приёмов с мечом

1.
  Хиссё
  必勝  Непременная победа
2.
  Гъяку фу:
  逆風  Встречный ветер
3.
  То:дати
  十太刀  Множество мечей; скрещенные мечи
4.
  Кабоку
  和卜  Сглаживание
5.
  Сё:кэй
  捷径  Кратчайший путь
6.
  Кодзумэ
  小詰  Малое сдерживание
7.
  О:дзумэ
  大詰  Большое сдерживание
8.
  Яэгаки
  八重垣  Восьмислойная ограда
9.
  Муракумо
  村雲  Гряда облаков

О названиях частей Кука

Эмпи 燕飛

«Эмпи» («полёт ласточки»)

Полное название: Эмпи Рокка-но Тати 燕飛六箇之太刀 - Шесть приёмов Эмпи

1.
  Эмпи
  燕飛  Полёт ласточки
2.
  Энкай
  猿廻  Обезьяний поворот
3.
  Ямакагэ
  山陰  Тень от горы
4.
  Цукикагэ
  月影  Отражение луны
5.
  Уранами
  浦波  Волны, бьющие о берег
6.
  Укифунэ
  浮舟  Лодка на волнах («плывущая лодка»)

Об истории и названиях частей Эмпи

Тэнгусё天狗抄

«Избранные приёмы Тэнгу»

Полное название: Тэнгусё Тати су: камаэ яцу 天狗抄太刀数構八 - Избранные приёмы Тэнгу из 8 позиций

1.
  Кася
  花車  Цветочное колесо
2.
  Акими
  明身  Открытое тело
3.
  Дзэнтай
  善待  Надлежащее выжидание
4.
  Тэбики
  手引  Отдернуть руку
5.
  Нито:
  二刀  Парные мечи
6.
  Нито: утимоно
  二刀打物  Атака парными мечами
7.
  Ранкэн
  乱剣  Необычный, нестандартный меч
8.
  Нинин гакари
  二人懸  Нападение двух человек

Примечание: Формы 5,6 и 8 обычно выполняются отдельно от остальных; форма 8 является формой посвящения на степень Тэнгусё Оку.

О названиях частей Тэнгусё

Окуги-но Тати奥儀之太刀 

«Сокровенные эталоны приемов с мечом»

1.
  Тэнсэцу рансэцу
  添截乱截  Придавливающие удары мечом
      нестандартным хватом
2.
  Муникэн
  無二剣  Несравненный меч
3.
  Кацунинто:
  活人刀  Меч, дарующий жизнь
4.
  Ко:дзё:
  向上  Высшее мастерство
5.
  Гокуи
  極意  Сокровенный секрет
6.
  Симмёкэн
  神妙剣  Чудесный меч

Хакка хиссё: 八箇必勝 Восемь приемов верной победы

Примечание: Хакка хиссё  - это отдельный набор форм, который является формой посвящения на степень Кайдэн. Состоит из 8 приёмов. Выполняется отдельно, однако в официальной классификации Маробасикай относится к разделу Окуги

О названиях частей Окуги-но Тати

Раздел Гайдэн外伝   (Сиай Сэйхо  試合勢法)

Внешняя традиция (передача)

    Формы (Сэй ) раздела Гайдэн были добавлены в программу обучения Синкагэ-рю ветви Овари в XIX веке Нагаока Торэем Фусасигэ (1762-1849) в качестве вспомогательных упражнений для лучшего понимания основных идей и принципов школы, а также для более качественного усвоения базовых навыков.  Раздел также называют Сиай Сэйхо: 試合勢法, что часто переводится как «соревновательные формы», но правильнее будет интерпретировать это словосочетание, как «дуэльные формы», то есть, приёмы, предназначенные для поединка один на один. Они были созданы на основе семейного стиля клана Нагаока, Сэйго-рю, в конце мирного периода Эдо, когда возникла тенденция к проведению поединков по установленным правилам. Примерно в то же время создавалось и оформлялось кэндо, как вид спортивного поединка на имитациях мечей, синаях. Приёмы и принципы были адаптированы к технике и идеям Синкагэ-рю, поэтому, несмотря на внешние различия, являются вариантами выполнения (Хэн ) основных приёмов Синкагэ, позволяющими взглянуть на технику школы под другим углом и понять ее более глубоко.
    В знак признания заслуг Нагаока Фусасигэ перед школой этот раздел был официально включен в программу обучения ветви Овари и практикуется по сей день.
    Названия форм и приёмов, приведенные далее, являются по сути упрощенным описанием последовательности действий. Иероглифические записи названий и их транскрипции приводятся здесь в справочных целях. Это касается всего раздела Гайдэн.

Айрайто: Хассэй                                相雷刀八勢

Восемь форм из обоюдного положения «громовой меч» (райто)

1.
  Гасси ути
 合撃打                                      
    Удар встык, совпадающий удар, удар в соединение
  
2.
  Сицу Райто: Дзюн
 疾雷刀順  
    Опережающий, быстрый удар из райто, регулярная позиция
  
3.
  Сицу Райто: Гъяку
 疾雷刀逆                
    Опережающий, быстрый удар из райто, реверсная позиция
  
4.
  Сэнъёку то: Гъяку Айкакэ Каэси
 蝉翼刀逆相架返                
    Меч-«крыло цикады» (сэнъёку то:), айкакэ (встреча мечей) каэси (возврат меча), из реверсной позиции
  
5.
  Сэнъёку то: Дзюн Айкакэ Нагаси
 蝉翼刀順相架流                
    Меч-«крыло цикады», айкакэ (встреча мечей) нагаси (защита сливом), из регулярной позиции
  
6.
  Ко:га Сэй
 江河勢  
    «Мощь великой реки» (江河Янцзы, тж. Желтая река в Китае)
  
7.
  Суйсясэй Дзюн Айкакэ Каэси
 水車勢順相架返                
    «Мощь водяного колеса» (суйсясэй), айкакэ (встреча мечей) каэси (возврат меча), регулярная позиция
  
8.
  Суйсясэй Сэн Ути
 水車勢先打                
    Удар на опережение и «водяное колесо»
Тю:дан Дзю:ёнсэй                             中段十四勢

14 форм Тю:дан (Чудан) (из камаэ на среднем уровне)

1.
  Дзики сэй тэ-о ёкэру
 避手直勢         
    Убирание руки из прямой позиции
  
2.
  Дзёкаку сэй дзюн атама-о фусэгу каттэ уцу
 城郭勢順捍頭却打     
    Регулярная позиция «крепости» («дзёкаку»), ударить в ответ (на отходе), защитив голову
  
3.
  Дзёкаку сэй хара-о фусэгу айкакэ нагаси
 城郭勢捍腹相架流                     
    Позиция «крепости», защитить живот, защита сливом при соприкосновении мечей
  
4.
  Дзёкаку сэй кобуси-о фусэгу айкакэ томэ
 城郭勢捍拳相架止     
    Позиция «крепости», защитить кулак остановкой удара
  
Примечание: В форме 4 выполняется защита хики ути, она же суйсясэй. Формы 2,3,4 выполняются слитно.
  
5.
  Дзёкаку сэй гъяку тэнсин
 城郭勢逆転身   
    Из обратной позиции «крепости» - развороты
  
6.
  Дзёкаку сэй дзюн цукэ ути
 城郭勢順著打  
    Из регулярной позиции крепости – придавливающие удары
  
Примечание: Формы 5 и 6 выполняются слитно.
  
7.
  Дзёкаку сэй дзюн аси-о фусэгу
 城郭勢順捍足   
    Из регулярной позиции «крепости» - защита от удара в ногу
  
8.
  Дзёкаку сэй гъяку тэ аси-о ёкэру
 城郭勢逆避手足   
    Из обратной позиции крепости – убрать руку и ногу
  
9.
  Дзёкаку сэй дзюн цукэ ханэру
 城郭勢順著撥   
     Из регулярной позиции «крепости» - прижаться, (а затем) оттолкнуть, сбить с ног противника
  
10.
  Дзёкаку сэй гъяку укэ тору
 城郭勢逆受取   
    Из обратной позиции крепости –защититься и сделать захват
  
11.
  Дзёкаку сэй дзюн каэситэ тэ-о томэру
 城郭勢順反手止   
    Из регулярной позиции «крепости» - контратаковать способом «каэси», остановив руку (противника)
  
12.
  Дзёкаку сэй гъяку каэситэ тэ-о томэру
 城郭勢逆反手止   
    Из обратной позиции «крепости» - контратаковать способом «каэси», остановив руку (противника)
  
13.
  Дзёкаку сэй дзюн фусэги ура-ни ханэру
 城郭勢順捍裏撥   
    Из регулярной позиции «крепости» - защитившись, сбить противника вовнутрь
  
14.
  Дзёкаку сэй гъяку фусэги ура-ни ханэру
 城郭勢逆捍裏撥   
    Из обратной позиции «крепости» - защитившись, сбить противника вовнутрь
  
Гэдан Хассэй                                       下段八勢

8 форм Гэдан (из камаэ на нижнем уровне)

1.
  Айкакэ Дзюн
 相架順          
    Взаимная атака, столкновение из регулярной позиции (дзюн)
  
2.
  Айкакэ Гъяку
 相架逆         
    Взаимная атака, столкновение из обратной позиции (гъяку)
  
3.
  Ирими Гъяку
 入身逆          
    Вход из позиции гъяку
  
4.
  Ирими Дзюн
 入身順          
    Вход из позиции дзюн
  
5.
  Аси-о фусэгу томэ дзюн
 捍足止順          
    Защита ног остановкой (подставкой), [начать из позиции] дзюн
  
6.
  Аси-о фусэгу томэ гъяку
 捍足止逆          
    Защита ног остановкой, [начать из] гъяку
  
7.
  Аси-о фусэгу нагаси гъяку
 捍足流逆          
    Защита ног, нагаси, [начать из] гъяку
  
8.
  Аси-о фусэгу нагаси дзюн
 捍足流順          
    Защита ног, нагаси, [начать из] дзюн
  
Ноти-но райто: Дзю:сансэй           後雷刀十三勢

13 форм атак вторым номером (ответных атак) из позиции райто

                   О:маробаси хэн  大転変  Вариации приёма О-маробаси
 
1. 
 Айрайто: айкакэ нагаси гъяку
 相雷刀相架流逆   
    Защита нагаси из позиции райто гъяку, оба противника начинают из позиции райто
  
2. 
 Айрайто: айкакэ нагаси дзюн
 相雷刀相架流順          
    Защита нагаси из позиции райто дзюн, оба противника начинают из позиции райто
  
3. 
 Айрайто: утитомэ дзюн
 相雷刀打止順          
    Защита подставкой из райто дзюн, оба противника начинают из райто
  
4. 
 Айрайто: утитомэ гъяку
 相雷刀打止逆          
    Защита подставкой из райто гъяку, оба противника начинают из позиции райто
  
5. 
 Айрайто: канэтэ нагаси томэ
 相雷刀兼流止順逆同勢引止
дзюн-гъяку до:сэй хикидомэ
    Из обоюдной позиции райто совместить варианты защиты подставкой и нагаси в дзюн и гъяку, оба варианта; остановка протягивающим ударом
  
    Примечание: в нашем просторечье форму называют «флейта», а выполняют только в варианте дзюн. Под «остановкой протягивающим ударом» имеется в виду круговой удар по руке противника после его атаки, хикиути
  

В начало формы

6. 
 Айрайто: утиотоси
 相雷刀打落   
    Вертикальный удар вниз из обоюдной позиции райто
  
7. 
 Айрайто: утиотоси ноти домэ
 相雷刀打落後止   
    Вертикальный удар вниз из обоюдной позиции райто с последующей остановкой (повторного удара)
  
8. 
 Айрайто: ёкэтэ уцу
 相雷刀避打   
    Из обоюдной позиции райто, пропустив атаку, ударить
  
9. 
 Айрайто: ёкэру ато томэ хадзику
 相雷刀避後止弾   
    Из обоюдной позиции райто, пропустить атаку и отбить [повторный удар]
  
10. 
 Айрайто: ёкеру ато утиотоси
 相雷刀避後打落   
    Из обоюдной позиции райто, пропустить атаку и нанести удар сверху вниз
  
11. 
 Айрайто: сувари ути
 相雷刀坐打   
    ЗащитаИз обоюдной позиции райто удар с приседом
  
12. 
 Айрайто: сита ути-о томэ дзюн
 相雷刀打下止順   
    Из обоюдной позиции райто в позиции дзюн остановить удар по нижнему уровню
  
13. 
 Айрайто: сита ути-о томэ
 相雷刀下打止逆   
    Из обоюдной позиции райто в позиции гъяку остановить удар по нижнему уровню
  

В начало формы

Дзокурайто: Нидзю:иссэй              続雷刀二十一勢

21 форма последовательных атак из позиции райто

                   Раздел 1     -     7 форм
 
1. 
 Райто: дзёкакуо сэмэру дзюн
 雷刀攻城郭順   
    Из райто атаковать позицию «крепости» (дзёкаку) дзюн
  
3. 
 Райто: дзёкаку-о сэмэру гъяку
 雷刀攻城郭逆   
    Из райто атаковать позицию «крепости» (дзёкаку) гъяку.
  
3. 
 Райто: аси-о уцу
 雷刀打足  
    Из райто ударить в ногу
  
4. 
 Райто: гэдан айкакэ дзюн
 雷刀打下段相架順   
    Райто атакует гэдан из регулярной позиции, и затем защищается
  
5. 
 Райто: гэдан айкакэ гъяку
 雷刀打下段相架逆   
    Райто атакует гэдан из реверсной позиции, и затем защищается
  
6. 
 Райто: уцу гэдан дзюн ирими
 雷刀打下段入身順   
    Райто атакует, из гэдан входят, дзюн
  
7. 
 Райто: уцу гэдан гъяку ирими
 雷刀打下段入身逆   
    Райто атакует, из гэдан входят, гъяку
  

В начало формы

                   Раздел 2     -     8 форм
 
1. 
 Райто: гэдан-о кудаку гъяку
 雷刀摧下段逆   
    Райто разбивает гэдан, гъяку
  
2. 
 Райто: гэдан-о кудаку дзюн
 雷刀摧下段順   
    Райто разбивает гэдан, дзюн
  
3. 
 Райто: дзёкаку-о кудаку гъяку кудаки﹡
 雷刀摧城郭碎逆   
    Райто разбивает дзёкаку из гъяку и выводит из равновесия﹡
  
4. 
 Райто: ва дзёкаку-о кудаку дзюн кудаки﹡
 雷刀摧城郭碎順   
    Райто разбивает дзёкаку из дзюн и выводит из равновесия﹡
  
Примечание: в названиях использованы два иероглифа, и с одинаковым чтением кудаку и значением «разбивать, разрушать». С одной стороны, это может означать сильный удар «напролом», с другой - вывод из равновесия, что соответствует техническому содержанию формы. Второй иероглиф, , может также означать вариант приёма.
  
5. 
 Райто: ва райто:-о кудаку айкакэ дзюн
 雷刀摧雷刀相架順   
    Райто разбивает райто из дзюн и затем защищается
  
6. 
 Райто: ва райто:-о кудаку айкакэ гъяку
 雷刀摧雷相架逆   
    Райто разбивает райто, атака из гъяку и затем защищается
  
7. 
 Райто: ва кудаки рай(то:)-о уттэ томэру дзюн
 雷刀摧雷打止順   
    Райто атакует райто и затем останавливает удар, дзюн
  
8. 
 Райто: кудаки райу(то:)-о уттэ томэру гъяку
 雷刀摧雷打止逆   
    Райто атакует райто и затем останавливает удар, гъяку
  

В начало формы

                   Раздел 3     -     3 формы
 
1. 
 Айрайто: Сахэн
 相雷刀左変   
    Айрайто, вариант слева
  
    Примечание: в нашем обиходе - «часы»
  
2. 
 Айрайто: Ухэн
 相雷刀右変   
    Айрайто, вариант справа
  
3. 
 Айрайто: суваттэ аси-о уцу
 相雷刀坐打足   
    Из обоюдной позиции райто удар в ногу с подседом
  
                   Раздел 4     -     3 формы тайной передачи  秘伝三勢法
 
1. 
 Айрайто: гасси-осаэ дзюн
 相雷刀合抑順   
    Вытесняющий встречный удар гасси-ути и выдавливание из позиции айрайто дзюн
  
2. 
 Айрайто: гасси-осаэ гъяку
 相雷刀合抑順   
    Вытесняющий встречный удар гасси-ути и выдавливание из позиции айрайто гъяку
  
3. 
 Айрайто: хикикудасу
 相雷刀引下   
    Протянуть вниз из позиции айрайто
  
    Примечание: в настоящее время эти формы не практикуются
  

В начало формы

Комаробаси Хэн Дзю:сансэй         小転変十三勢

Тринадцать вариаций [круговых] приёмов с малым мечом

Примечание: Технически термины О-маробаси и Ко-маробаси обозначают характерный для стиля удар мечом сверху вниз, с большим или малым мечом соответственно. Слово Хэн означает изменение, вариант приёма с сохранением основного принципа.

                   Раздел 1     -     Гэдан Хэн 下段変
           Варианты из камаэ нижнего уровня, 7 форм.
 
1. 
 Гэдан Хэн
 下段変
    Вариант из камаэ нижнего уровня
  
2. 
 Ноти Ири (Окурэ хаири)
 後入
    Вход с задержкой
  
3. 
 Минэ-о ханэ хаиру
 弾鋒入
    Отбить обух меча и сблизиться
  
4. 
 Хара-о фусэги хаиру дзюн нагаси
 捍腹入順流
    Защитить живот и войти с нагаси из позиции дзюн
  
5. 
 Хара-о фусэги хаиру гъяку томэ
 捍腹入逆止
    Защитить живот и войти с подставкой (остановкой меча) из позиции гъяку
  
6. 
 Аси-о ёкэру дзюн гъяку до:
 避足順逆同
    Убрать ногу, из дзюн или гъяку
  
7. 
 Аси-о фусэгу айкакэ нагаси до: томэ
 捍足相架流同止
    Защитить ногу, применив айкакэ нагаси или томэ (подставкой), гъяку или дзюн
  
    Примечание: канонически раздел содержит 7 форм, но с вариантами седьмой получится 8 форм
  

В начало формы

                   Раздел 2     -     Райто: Хэн 雷刀変
                   Вариации из райто, 6 форм
 
1. 
 Какэ бараи
 架撥   
    Защита подставкой, []и затем укол с] отбрасыванием в сторону (рук и меча противника)
  
2. 
 Тэ-о фусэги какэ томэ
 捍手架止   
    Защитить руку и остановить атаку ударом
  
3. 
 Нодо-о фусэги какэ томэ
 捍吭架流   
    Защита горла и остановка атаки ударом
  
4. 
 Хара-о ёкэтэ ути дзюн
 避腹打順   
    Убрать живот и ударить, позиция дзюн
  
5. 
 Хара-о ёкэтэ ути гъяку
 避腹打逆  
    Убрать живот и ударить, позиция гъяку
  
6. 
 Маробаси утиотоси
 転打落   
    Падающий маробаси ути
  

В начало формы

   Раздел 3     -     Комаробаси Хэн Дзо:хо:  小転変増補
   Дополнительные варианты приёмов с малым мечом
Примечание : в настоящее время не входят в программу обучения
  
1. 
 Осаэ ири
抑入
    Вход с придавливанием
  
2. 
 Сукуи ири
匕入
    Вход с подхватом
  

В начало формы

Гайрайто Сандзю:иссэй                  外雷刀三十一勢

31 ката внешнего раздела громового меча

Их также называют Гайсэйхо:, «Внешние формы», поскольку позиция райто используется далеко не во всех из них.

                   Раздел 1. Айрайто - 7 ката
  
1. 
 Айрайто катати тюдан
相雷刀形中段而迎直勢架打
  дзикисэй мукаэ нари какари ути
    Движение навстречу друг другу с мечом в позиции Айрайто («Обоюдная позиция Райто»), которая (у сидати) меняется на встречающую прямую позицию среднего уровня (тюдан дзикисэй), защита подставкой и удар в ответ
  
2. 
 Айрайто: катати сэйган мукаэ нари
相雷刀形青岸而迎順避打
  дзикисэй мукаэ дзюн ёкэтэ уцу
    Движение навстречу друг другу с мечом в позиции Айрайто, которая меняется (у сидати) при встрече (на дистанции атаки) на положение Сэйган дзюн, убрать руку и ударить в ответ
  
3. 
 Айрайто: катати сэйган мукаэ нари
相雷刀形青岸而迎逆避打
  дзикисэй мукаэ гъяку ёкэтэ уцу
    Движение навстречу друг другу с мечом в позиции Айрайто, которая (у сидати) меняется при встрече (на дистанции атаки) на положение Сэйган гъяку, убрать руку и ударить в ответ
  
4. 
 Айрайто: катати тю: гэ корэ айда нари
相雷刀形中下之間而迎相架退打
  мукаэ айкакэ хики ути
    Движение навстречу друг другу с мечом в позиции Айрайто, которая (у сидати) меняется при встрече (на дистанции атаки) на положение среднее между тю:дан и гэдан, защита подставкой, хики ути (удар с протяжкой)
  
5. 
 Айрайто: катати тю: гэ корэ айда нари
相雷刀形中下之間而迎転身
  мукаэ тэнсин
    Движение навстречу друг другу с мечом в позиции Айрайто, которая (у сидати) меняется при встрече (на дистанции атаки) на положение среднее между тю:дан и гэдан, тэнсин (удары с разворотом)
  
6. 
 Айрайто: ути со:рай
相雷刀打躁来
    Удар из позиции айрайто, «тревожное приближение»
  
7. 
 Айрайто: ути со:рай гъяку
相雷刀打躁来逆
    Удар из позиции айрайто, «тревожное приближение», гъяку
  

В начало формы

         Раздел 2. Айдзёкаку («обоюдная позиция крепости») - 3 ката
  
1. 
 Айдзёкаку дзюн сандзун футацу осиэ
相城郭順三寸ニツ之教
    Айдзёкаку, наставление «Сандзун футацу» - «Два участка по три суна», позиция дзюн
  
2. 
 Айдзёкаку гъяку минэ тани тэки дзюн
相城郭逆嶺谷敵順
    Айдзёкаку гъяку, наставление «Вершина-долина», противник в позиции дзюн
  
3. 
 Айдзёкаку дзюн минэ тани тэки гъяку
相城郭順嶺谷敵逆
    Айдзёкаку дзюн, наставление «Вершина-долина», противник в позиции гъяку
  
    Примечание: наставления «Два Сандзуна», «Вершина-долина» и прочие - классические принципы школы, описанные в письменных источниках, таких, как «Кириай Кудэн Сё» авторства Ягю Сэкисюсая Мунэтоси, «Хёхо Кадэн Сё» Ягю Мунэнори, «Цуки-но Сё» Ягю Дзюбэя Мицуёси. Первый из упомянутых трактатов послужил основой для других. Его перевод будут размещен ЗДЕСЬ.
  

В начало формы

         Раздел 3. Айгэдан («обоюдная позиция гэдан») - 5 ката
  
1. 
 Айгэдан саки ути
相下段先打
    Опережающий удар из обоюдной позиции гэдан
  
2. 
 Айгэдан ноти ути (окурэ ути)
相下段後打
    Удар с запаздыванием из обоюдной позиции гэдан
  
3. 
 Айгэдан гасси ути
相下段合打
    Встречный удар из обоюдной позиции гэдан
  
4. 
 Айгэдан сатэн
相下段左転
    Разворот влево из обоюдной позиции гэдан
  
5. 
 Айгэдан утэн
相下段右転
    Разворот вправо из обоюдной позиции гэдан
  
         Раздел 4. Хассо: («позиция косца») - 2 ката
  
1. 
 Хассо: саки
撥草先
    Действие с опережением из позиции хассо
  
2. 
 Хассо: ноти
撥草後
    Действие с задержкой из позиции хассо
  

В начало формы

         Раздел 5. То:дати хэн («вариации из позиции Тодати») - 2 ката
  
1. 
 То:дати хэн куби
十太刀変首
    Тодати, вариант атаки в шею
  
2. 
 То:дати хэн ути фусэги ири
十太刀変打捍入
    Тодати, защититься и войти
  
    Примечание: позицией Тодати называется низкая стойка с мечом, отведенным назад, как в 3-ей форме Кука-но Тати
  
         Раздел 6. Энкай хэн (вариации Энкай) - 2 ката
  
1. 
 Энкай хэн саки
猿廼変先首
    Вариант энкай на опережение
  
2. 
 Энкай хэн ноти
猿廻変先後
    Вариант энкай с задержкой, в ответ
  
    Примечание: в первой из этих форм термин Энкай относится к движению меча, а не к развороту и перемещению, как в Эмпи-но Тати
  

В начало формы

         Раздел 7. Итто: хэн (вариации Итто рёдан, 1-й формы Сангаку) - 2 ката
  
1. 
 Итто: хэн хадзки ато утиотосу
一刀変弾而後打落
    Вариант Итто рёдан, подбив и затем удар сверху
  
2. 
 Итто: хэн дзэгоку
一刀変是極
    Вариант Итто рёдан, доведенный до предела
  
         Раздел 8. Айрайто: хэн то:бо: (вариации из айрайто, тобо - «меч-палка» - 3 ката
  
1. 
 Айрайто: хэн то:бо:
相雷刀変刀捧
    Вариант из айрайто, тобо - «меч-палка»
  
2. 
 Айрайто: хэн сэкко:
相雷刀変折甲
    Вариант из айрайто - прорезать щели доспеха
  
3. 
 Айрайто: фусэ ути хэн то:бо: ари сэкко:
相雷刀俯打変刀捧或折甲
    Из айрайто вариант фусэ ути («удар, который сбивает лицом вниз»), против тобо или сэкко
  
    Примечание: сейчас преподаентся только вариант тобо, вариант сэкко встречается в форме Нидзюнанакадзё
  

В начало формы

         Раздел 9. Райто: ути [Защита от] атак из райто - 5 ката
  
1. 
 Райто: ути хассо: дзюн томэ
雷刀打撥草順止
    Удар из райто, остановка из хассо, вариант дзюн
  
2. 
 Райто: ути хассо: гъяку томэ
雷刀打撥草逆
    Удар из райто, остановка из хассо, вариант гъяку
  
3. 
 Райто: ути то:дати
雷刀打十太刀
    Удар из райто, [противодействие из позиции] тодати
  
4. 
 Райто: ути ся гъяку томэ
雷刀打車逆止
    Удар из райто, остановка из позиции Ся, гъяку
  
5. 
 Райто: ути ся дзюн нагаси
雷刀打車順流
    Удар из райто, остановка из позиции Ся, дзюн
  

В начало формы

Дополнительный раздел別伝
    Форма, точнее, набор ката Нана Тати, была создана основателем стиля Камиидзуми Исэ-но Ками Хидэцуной (статья Като Дзюнъити, 武道学研究 Журнал «Научные исследования Будо:», 1990 г.), как противодействие приёмам школы Синто-рю (по Ватанабэ Тадасигэ), однако впоследствии была выведена из программы обучения.
    Нидзюнана Кадзё Кириай, согласно той же статье, была создана сооснователем стиля Ягю Сэкисюсаем Мунэтоси, однако впоследствии ее также перестали практиковать. Возможно, потому, что, строго говоря, Нидзюнана Кадзё не является законченным шаблоном ката, тати или сэйхо, как таковым, но представляет собой набор катигути, «ключевых приёмов», многие из которых мы можем видеть в других формах школы.
    Оба комплекса были, по-видимому, восстановлены и, соответственно, введены в программу обучения Нагаока Торэем Фусасигэ (1763-1838) в период его главенства в ветви школы в Овари. Поэтому мы выделяем их в отдельный раздел.

Нана Тати                                      七太刀

«Семь способов применения меча»

1.
  Кёти сиси
 踞地獅子       Сидящий лев
2.
  Тэн-но сэки
 天関       Небесная застава
3.
  Ё:хацу
 容髪       Причёска
4.
  Котэ гири
 籠手截       Разрезать запястье (удар в котэ)
5.
  Тидзику
 地軸       Земная ось
6.
  Мэйгэцу-но кадзэ          
 名月之風       Ветер в полнолуние
7.
  Энъё:
 燕鷹       Ласточка и ястреб
Нидзюнана Кадзё Кириай      二十七箇条截合

«27 правил (параграфов) поединка»

    Разбиение набора Нидзюнанакадзё по разделам - это классическое разбиение представления на фазы, триада из теории древнеяпонской дворцовой музыки, 雅楽 Гагаку и театра Но:. Аналог в европейской традиции - «вступление», «кульминация», «развязка», хотя, вообще говоря, это не точное соответствие.

    Переводы названий этих разделов, приводимые далее, буквальны и, следовательно, условны.

    Композиционно-ритмическое правило дзё-ха-кю (дзё - медленное вхождение, ха - развёртывание действия, нарастание темпа, кю - его быстрое и стремительное завершение) впервые появилось в театре бугаку в VIII веке и стало универсальным правилом и для других театральных форм Японии, в том числе, для театра Но:, и вероятно, была взята оттуда. Ягю Сэкисюсай Мунэтоси обучал искусству фехтования главу актерской школы Компару-рю театра Но: в Киото, Такэда Уэхацу, они тесно и долго общались и обменивались опытом.

    Разбиение по камаэ - дзёдан, тюдан и гэдан - также условно. Высота изготовки определяется положением кулаков и рукояти меча. Средним уровнем считается позиция, при которой кулаки находятся на уровне от поясницы до солнечного сплетения, все, что ниже – нижний уровень, а все, что выше – верхний.

Первые 9 форм - Раздел Дзё-но тати  序之太刀 «Введение в науку меча»

Разбит на подразделы:

Три формы верхнего уровня, Дзёдан
1.
Кукури гири
 括切 Связывающий рез (кукури -
старое название приёма кунэри)
2.
Коси гири
 越切 Перекрывающий рез (рез в
перекрывающем, перескакивающем ритме)
3.
 Цукэру хёси гири
 付拍子切 Рез в присоединяющемся ритме

    Примечание : Приём Кукури гири почти полностью совпадает с 3-й частью формы Сангаку, Ханкай Ханко. Цукэру хёси гири – с 4-й частью формы Кука, Кабоку.
                        О Кунэри (кукури) читать здесь.
    Кроме того, эти три приёма иллюстрируют понятие трёх основных ритмов ответного действия, Хёси. Вкратце:
    Атару хёси (ау хёси) – совпадающий ритм. Ответное действие является встречным и в своем завершении совпадает с финальной фазой атаки противника.
    Косу хёси – перекрывающий ритм. Атака противника пропускается мимо (обычно убирается рука), а затем наносится удар, не давая ему возможности совершить повторное действие.
    Цукэру хёси – присоединяющийся ритм. Атаку противника сопровождают своим действием, перенаправляя ее в нужном направлении.

Собственно, слово «ритм» при описании этих понятий является не очень удачной калькой с японского, поскольку само понятие гораздо более объемно и включает в себя и способ ответного действия. Более подробно на эту тему будет написано ЗДЕСЬ

Три формы среднего уровня, Тю:дан

1.1 и 2 объединены
2.
Утэн Сатэн
 右転•左転 Поворот вправо, поворот влево
3.
Фуси гири
 臥切 Рез, укладывающий лицом в пол

    Примечание : Отметим, что в этих трех формах также есть разложение на три ритма, описанных выше: при повороте вправо (1) контратака и атака выполняются в один темп, и меч накрывает меч или предплечье противника (атару хёси); при повороте влево (2) атака пропускается и затем накрывается (косу хёси), а третья часть является почти полным аналогом пункта 3 в предыдущей тройке (цукэру хёси), но выполняется с приседом.
  

Три формы нижнего уровня, Гэдан
1.
Суримаки ири
 摺卷入 Вход с обматыванием впритирку
2.
Кодзумэ гири
 小詰切 Малый запечатывающий рез
3.
Муракумо гири
 村雲切  Рез – гряда облаков

    Примечание : И опять та же картина: при суримаки атака пропускается и затем накрывается ударом (косу хёси), но существует вариант выполнения, когда используется цукэру хёси,с работой немного на опережение; кодзумэ состоит из двух частей, выполняемых в манере косу хёси и атару хёси соответственно, а третья часть, муракумо – это, несомненно, косу хёси.
    Можно считать, что первые 9 форм служат прямой иллюстрацией к трём Хёси – таймингам, ритмам, или, если угодно, темповым стилям выполнения приёмов.
  

Вторые 9 форм - Раздел Ха-но тати  破之太刀 «Разрушающий меч»

Разбит на подразделы:

Две формы            Сэкко:  折甲  Сгибы доспеха
Уранами гири
 浦波切 Рез - Волна прибоя
Ямакагэ гири
 月影切 Рез - Тень горы

    Примечание : Названия здесь переведены буквально, однако, следует помнить, что Уранами (прибрежная волна) и Ямакагэ - названия частей формы Эмпи, и выполняемые приёмы идентичны тем, которые представлены в указанном ката.

Три формы             То:бо   刀捧   Меч-палка
Укифунэ гири
 浮舟切 Рез - покачивающаяся лодка
Гэдан то:бо: дзюн
 下段刀捧順  Меч - палка на нижнем уровне, дзюн
Гэдан то:бо: гъяку
 下段刀捧逆  Меч - палка на нижнем уровне, гъяку

    Примечание : Укифунэ гири - приём, идентичный такому же в части Укифунэ формы Эмпи

Четыре формы Кириай   切合   Поединок на мечах
Цукэхадзуси гири
 付迦切  Придавливающий и отскакивающий рез
Агэ осаэотоси кири
 上押落切  Придавить поднимающееся резом вниз
Тэко-о тораэхику сэй
 捉引挺勢 Схватить и потянуть рычаг
Асикоми сэй
 足踏勢 Наступание на ногу

Третьи 9 форм - Раздел Кю:-но тати  急之太刀 «Быстрый меч»

Разбит на подразделы:

Три формы верхнего уровня, Дзёдан
1.
Ин-но тати
 陰之太刀 Меч в в позиции Инь (Ин-но камаэ)
2.
Ё:-но тати
 陽之太刀 Меч в позиции Ян (Ё:-но камаэ)
3.
Ко:ко:
 向高 Высокие [позиции] напротив [друг друга]
 Три формы среднего уровня, Тю:дан
1.
Дзюн
  Дзюн
2.
Гъяку
  Гъяку
3.
Айгэки ути
 合撃打 Взаимная атака
 Три формы нижнего уровня, Гэдан
1.
Дзюн
  Дзюн
2.
Гъяку
  Гъяку
3.
Айгэки ути
 合撃打 Взаимная атака