О дзэнских названиях формы Сангаку и её частей
Все названия частей формы Сангаку имеют дзэнские корни, как и само название Сангаку. Следовательно, названия содержат как технические, так и некие философские идеи, поэтому вкратце напишем здесь об этом.
Изначально основатель Камиидзуми Хидэцуна записывал слово Сангаку иероглифами 参学, первый из которых многозначен, и, в частности может означать цифру «три». Основатель принадлежал к дзэнской секте Сото, основой практики в которой является медитация, 参禅 Сандзэн. Первый иероглиф слова Сандзэн совпадает с первым знаком записи Сангаку, и, кроме значения «три», означает также «идти», приходить», «входить», в частности, «идти в храм», «приходить к вере», и т.д.
Ягю Мунэтоси принадлежал к школе Риндзай-сю, в которой сидячей медитации (дзадзэн) предпочитают коаны, дзэнмондо (дзэнские диалоги). Мунэтоси изменил написание на 三学, где первый иероглиф означает только цифру «три», а слово Сангаку означает «три элемента», или «три науки», под которыми подразумеваются Кай-Дзё-Э, три основные стадии, которые необходимо пройти буддийскому монаху, чтобы достичь просветления.
Разумеется, цифра «три» в данном случае означает не только «три дзэнских науки», но ещё и, например, «три технических принципа», скажем, согласованную работу рук, ног и поясницы, и так далее, подобные термины, как правило, многослойны.
Кроме того, Ягю Мунэтоси к слову Сангаку присоединил окончание Эн-но-тати, и в мокуроку название этой формы стали записывать как Сангаку Эн-но тати 三学円之太刀, «Три науки о спокойном мече» или «Три науки о Совершенном (округлом) мече». Иероглиф 円 (圓) означает «круглый», или «спокойный, мягкий, тихий». В дзэн-буддизме круг – символ совершенства. Поэтому Эн-но тати можно перевести и как «совершенный меч». Впрочем, дополнение Эн-но тати восходит к работам Сунь-цзы, одно из высказываний которого гласит: «обильный дождь (град ударов) не сможет разрушить то, что имеет круглую форму».
Названия частей Сангаку отсылают нас к чаньским (дзэнским) китайским кодексам Бияньлу (碧巖錄, яп. Хэкиганроку) и Умэньгуань (無門關, яп. Мумонкан), которые были хорошо известны последователям дзэн в Японии в то время, когда была основана школа Синкагэрю. Ниже - ссылки на более подробную информацию.
.