Освоение техники в Синкагэрю
В Синкагэрю, как и в других школах кэндзюцу, освоение техники происходит через разучивание и многократное повторение парных ката. В настоящий момент в программу обучения входит 14 основных ката, которые состоят из более мелких форм, количество которых варьируется от 5 до 31. При изучении форм используется специальный бамбуковый меч – хикихада-синай (фукуро-синай), который позволяет без получения травм, наносить удары по противнику в полную силу. Это обстоятельство существенно меняет характер и содержание процесса освоения техники.
Также в дополнительную программу обучения входит изучение техники батто-дзюцу (иначе йайдо) школы Сэйго-рю и техники Синкагэрю дзё-дзюцу (техника работы с палкой). Степени и соответствующие дипломы по этим направлениям выдаются отдельно.
Курс обучения кэндзюцу в настоящее время разбит на 10 этапов, соответствующих 10 степеням (-курай). Степени присваиваются по мере освоения соответствующей техники (таблица соответствия форм и степеней обучения в Синкагэрю).
Название степеней в Синкагэрю несут в себе определённую смысловую нагрузку, в отличие от названий степеней в современных школах единоборств (типа - первый дан, второй дан и т.д.).
Степени в Синкагэрю:
- Омотэ-но курай – «Начальный раздел»;
- Омаробаси-но курай – «Большой каток»;
- Комаробаси-но курай – «Малый каток»;
- Тэнгусё-но курай – «Избранные приемы тэнгу»;
- Тэнгусё оку -но курай – «Глубинный раздел избранных приемов тэнгу»;
- Каримокуроку-но курай – «Испытательный каталог»;
- Мокуроку-но курай – «Каталог»;
- Гайдэн-но курай – «Внешняя передача»;
- Найдэн-но курай – «Внутренняя передача»;
- Кайдэн-но курай – «Полная передача».
Ката в Синкагэрю:
- Сангаку – «Совершенные приемы трех путей к познанию учения»;
- Кука – «Девять приемов»;
- Эмпи – «Полет ласточки»;
- Тэнгусё – «Избранные приемы тэнгу»;
- Нана-тачи – «Семь мечей»;
- Нидзюнанакадзё кириай – «27 приемов схватки на мечах»;
- Окуги-но тачи – «Сокровенные эталоны приемов с мечом»;
- Айрайто хассэй - «Восемь изготовок обоюдного громового меча»;
- Чудан дзюёнсэй – «14 ката на среднем уровне»;
- Гэдан хассэй – «8 ката на нижнем уровне»;
- Ночи-но райто дзюсансэй – «13 ката контратаки громового меча»;
- Зоку-но райто дзюхассэй – «18 дополнительных ката громового меча»;
- Комаробаси хен дзюсансэй – «техника с коротким мечом»;
- Гайрайто сандзюиссэй – «31 ката внешнего раздела громового меча».
Некоторые ката в Синкагэрю меняются в разных вариантах исполнения:
- вариант ториагэцукаи - «применение с подниманием» - то, с чего надо начинать изучение;
- вариант ситакарацукаи - «применение снизу»;
- вариант найдэн - «внутренняя передача», техника, подразумевающая фехтование мечом без доспеха (подвешенное тело);
- вариант хондэн - «основная / корневая передача», техника, подразумевающая фехтование мечом в боевых доспехах.
В Синкагэрю используется следующая техника хвата рукояти меча (ситтохо):
- правая рука захватывает рукоять выше, а левая рука – ниже;
- расстояние между кулаками - три пальца;
- мизинец, безымянный и средний пальцы крепко обхватывают рукоять, а большой и указательный пальцы обхватывают ее легко, мягко;
- «драконья пасть» (тацу-но кути; впадина на кисти руки между большим и указательным пальцами) оказывается точно над спинкой меча;
- хват не меняют при изменении положения рук - на «верхнем уровне» (дзёдан), на «среднем уровне» (чюдан) или на «нижнем уровне» (гэдан).
Такой хват меча (тэноучи, досл. «удержание в ладони») имеет важнейшее значение.
Основные стойки (камаэ или курай), применяемые в Синкагэрю:
- мукэй -досл. «бесформенная»;
- дзёдан -досл. «на верхнем уровне»;
- райто - досл. «громовой меч»;
- ёко райто - досл. «горизонтальный громовой меч»;
- дзёдан синъэй сэй - досл. «позиция на верхнем уровне с высоко поднятым мечом»;
- дзюн касуми - досл. «обычная с мечом у виска», с правой стороны;
- гяку касуми - досл. «обратная с мечом у виска», с левой стороны;
- дзюн хассо - досл. «восемь проявлений будды», с правой стороны;
- гяку хассо - досл. «восемь проявлений будды», с левой стороны;
- чудан - досл. «на среднем уровне»;
- кодзё - досл. «направление на противника на возвышенном уровне» («приподнятый чудан» - правая рука расположена горизонтально);
- сэйган - досл. «чистый (голубой) взгляд»;
- дзюн дзёкаку сэй - досл. «обычная позиция крепости», с правой нагой впереди;
- гяку дзёкаку сэй - досл. «обратная позиция крепости», с левой нагой впереди:
- ши тэки сэй - досл. «позиция с флейтой в руках»;
- гэдан - досл. «на нижнем уровне»;
- дзюн ся - досл. «обычное колесо», с правой ногой впереди;
- гяку ся - досл. «обратное колесо», с левой ногой впереди;
- гэдан синъэй сэй - досл. «позиция на нижнем уровне с глубоко воткнутым мечом»;
- хидза-гурума - досл. «колесо на уровне колен».
Основные приемы (вадза), применяемые в Синкагэрю:
- качигучи - досл. «начало пути к победе», отправная точка в приеме, вход в прием, квинтэссенция;
- гасси учи -досл. «соединение с учидачи», «встречный удар»;
- кайто-вадза - техника, построенная на вращении меча;
- нагаси-вадза - прием, построенный на использовании скользящего отклонения;
- каэси-вадза - прием, построенный на использовании контратаки после отбивов в сторону;
- нуки-вадза - прием, построенный на использовании контратаки после уводов атакуемой части тела;
- осаэ-вадза - прием, построенный на использовании защиты задавливанием;
- ирими-вадза - прием, построенный на использовании движения навстречу;
- тэншин-вадза - прием, построенный на использовании разворота тела;
- кунэри -вадза - досл. «вьющийся удар», прием, построенный на использовании скручивания оружия относительно продольной оси (меняющейся точки на продольной оси);
- ва-но тачи, ма-но тачи - досл. «меч, описывающий круг», «удар демона»;
- ни-но кири - досл. «второй удар», удар без замаха.
Таблица соответствия форм и степеней обучения (и форм посвящения в степень) в Синкагэрю
Формы (ката) для освоения техники формы посвящения указаны курсивом | С Т Е П Е Н И | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Омотэ-но курай | Отэн-и/Омаробаси | Котэн-и/Комаробаси | Тэнгусё | Тэнгусё оку | Каримокуроку | Мокуроку | Гайдэн | Найдэн | Кайдэн | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Сангаку (ториагэцукай) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сангаку (ситакарацукай) | + | + | + | + | + | + | + | |||
Сангаку (найдэн) | + | + | + | + | + | |||||
Сангаку (хондэн) | + | + | + | |||||||
Кука-но тачи (ториагэцукай); | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Кука-но тачи (ситакарацукай) | + | + | + | + | + | + | + | |||
Кука-но тачи (найдэн) | + | + | + | + | + | |||||
Кука (хондэн) | + | + | + | |||||||
Эмпи рокка-но тачи (ситакарацукай) | + | + | + | + | + | + | + | |||
Эмпи рокка-но тачи (найдэн) | + | + | + | + | + | |||||
Эмпи рока-но тачи (хондэн) | + | + | + | |||||||
Тэнгусё (найдэн) | + | + | + | + | + | + | ||||
Тэнгусё (хондэн) | + | + | ||||||||
Нана-тачи | + | + | + | + | ||||||
Нидзюнана кадзё сайсё | + | + | + | + | ||||||
Окуги-но тачи (найдэн) | + | + | + | |||||||
Окуги-но тачи (хондэн) | + | |||||||||
посвящение в | ||||||||||
Омаробаси санъи (3 формы в Омаробаси) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Комаробаси санъи (3 формы в Комаробаси) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Нито (техники против двух мечей) (в Тэнгусѐоку) | + | + | + | + | + | + | ||||
Нито учимоно (техники против двух мечей) (в Тэнгусѐоку) | + | + | + | + | + | + | ||||
Нинин гакари (техники против двух противников) (в Тэнгусѐоку) | + | + | + | + | + | + | ||||
Датто хо (приемы отъѐма меча стоя) (в Мокуроку) | + | + | + | + | ||||||
Дза датто хо (приемы отъѐма меча сидя) (в Мокуроку) | + | + | + | + | ||||||
Рѐ то (техника с двумя мечами) (в Гайдэн) | + | + | + | |||||||
Хакка хиссѐ (форма полной передачи знаний) (8 форм в Кайдэн) | + | |||||||||
Айрайто хассэй (ториагэцукай) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Айрайто хассэй (ситакарацукай) | + | + | + | + | + | + | + | |||
Чудан дзюёнсэй (ториагэцукай) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Чудан дзюёнсэй (ситакарацукай) | + | + | + | + | + | + | + | |||
Гэдан хассэй (ториагэцукай) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Гэдан хассэй (ситакарацукай) | + | + | + | + | + | + | + | |||
Ночи-но райто дзюсансэй | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Зоку-но райто дзюхассэй | + | + | + | + | + | + | + | |||
Комаробаси хен дзюсансэй (техника с коротким мечом) | + | + | + | + | + | + | + | |||
Гайрайто сандзюиссэй | + | + | + | + | + |