Освоение техники в Синкагэрю

В Синкагэрю, как и в других школах кэндзюцу, освоение техники происходит через разучивание и многократное повторение парных ката. В настоящий момент в программу обучения входит 14 основных ката, которые состоят из более мелких форм, количество которых варьируется от 5 до 31. При изучении форм используется специальный бамбуковый меч – хикихада-синай (фукуро-синай), который позволяет без получения травм, наносить удары по противнику в полную силу. Это обстоятельство существенно меняет характер и содержание процесса освоения техники.

Также в дополнительную программу обучения входит изучение техники батто-дзюцу (иначе йайдо) школы Сэйго-рю и техники Синкагэрю дзё-дзюцу (техника работы с палкой). Степени и соответствующие дипломы по этим направлениям выдаются отдельно.

Курс обучения кэндзюцу в настоящее время разбит на 10 этапов, соответствующих 10 степеням (-курай). Степени присваиваются по мере освоения соответствующей техники (таблица соответствия форм и степеней обучения в Синкагэрю).

Название степеней в Синкагэрю несут в себе определённую смысловую нагрузку, в отличие от названий степеней в современных школах единоборств (типа - первый дан, второй дан и т.д.).

Степени в Синкагэрю:

- Омотэ-но курай – «Начальный раздел»;

- Омаробаси-но курай – «Большой каток»;

- Комаробаси-но курай – «Малый каток»;

- Тэнгусё-но курай – «Избранные приемы тэнгу»;

- Тэнгусё оку -но курай – «Глубинный раздел избранных приемов тэнгу»;

- Каримокуроку-но курай – «Испытательный каталог»;

- Мокуроку-но курай – «Каталог»;

- Гайдэн-но курай – «Внешняя передача»;

- Найдэн-но курай – «Внутренняя передача»;

- Кайдэн-но курай – «Полная передача».

 

Ката в Синкагэрю:

- Сангаку – «Совершенные приемы трех путей к познанию учения»;

- Кука – «Девять приемов»;

- Эмпи – «Полет ласточки»;

- Тэнгусё – «Избранные приемы тэнгу»;

- Нана-тачи – «Семь мечей»;

- Нидзюнанакадзё кириай – «27 приемов схватки на мечах»;

- Окуги-но тачи – «Сокровенные эталоны приемов с мечом»;

- Айрайто хассэй - «Восемь изготовок обоюдного громового меча»;

- Чудан дзюёнсэй – «14 ката на среднем уровне»;

- Гэдан хассэй – «8 ката на нижнем уровне»;

- Ночи-но райто дзюсансэй – «13 ката контратаки громового меча»;

- Зоку-но райто дзюхассэй – «18 дополнительных ката громового меча»;

- Комаробаси хен дзюсансэй – «техника с коротким мечом»;

- Гайрайто сандзюиссэй – «31 ката внешнего раздела громового меча».

 

Некоторые ката в Синкагэрю меняются в разных вариантах исполнения:

- вариант ториагэцукаи - «применение с подниманием» - то, с чего надо начинать изучение;

- вариант ситакарацукаи - «применение снизу»;

- вариант найдэн - «внутренняя передача», техника, подразумевающая фехтование мечом без доспеха (подвешенное тело);

- вариант хондэн - «основная / корневая передача», техника, подразумевающая фехтование мечом в боевых доспехах.

 

В Синкагэрю используется следующая техника хвата рукояти меча (ситтохо):

- правая рука захватывает рукоять выше, а левая рука – ниже;

- расстояние между кулаками - три пальца;

- мизинец, безымянный и средний пальцы крепко обхватывают рукоять, а большой и указательный пальцы обхватывают ее легко, мягко;

- «драконья пасть» (тацу-но кути; впадина на кисти руки между большим и указательным пальцами) оказывается точно над спинкой меча;

- хват не меняют при изменении положения рук - на «верхнем уровне» (дзёдан), на «среднем уровне» (чюдан) или на «нижнем уровне» (гэдан).

Такой хват меча (тэноучи, досл. «удержание в ладони») имеет важнейшее значение.

 

Основные стойки (камаэ или курай), применяемые в Синкагэрю:

- мукэй -досл. «бесформенная»;

- дзёдан -досл. «на верхнем уровне»;

- райто - досл. «громовой меч»;

- ёко райто - досл. «горизонтальный громовой меч»;

- дзёдан синъэй сэй - досл. «позиция на верхнем уровне с высоко поднятым мечом»;

- дзюн касуми - досл. «обычная с мечом у виска», с правой стороны;

- гяку касуми - досл. «обратная с мечом у виска», с левой стороны;

- дзюн хассо - досл. «восемь проявлений будды», с правой стороны;

- гяку хассо - досл. «восемь проявлений будды», с левой стороны;

- чудан - досл. «на среднем уровне»;

- кодзё - досл. «направление на противника на возвышенном уровне» («приподнятый чудан» - правая рука расположена горизонтально);

- сэйган - досл. «чистый (голубой) взгляд»;

- дзюн дзёкаку сэй - досл. «обычная позиция крепости», с правой нагой впереди;

- гяку дзёкаку сэй - досл. «обратная позиция крепости», с левой нагой впереди:

- ши тэки сэй - досл. «позиция с флейтой в руках»;

- гэдан - досл. «на нижнем уровне»;

- дзюн ся - досл. «обычное колесо», с правой ногой впереди;

- гяку ся - досл. «обратное колесо», с левой ногой впереди;

- гэдан синъэй сэй - досл. «позиция на нижнем уровне с глубоко воткнутым мечом»;

- хидза-гурума - досл. «колесо на уровне колен».

 

Основные приемы (вадза), применяемые в Синкагэрю:

- качигучи - досл. «начало пути к победе», отправная точка в приеме, вход в прием, квинтэссенция;

- гасси учи -досл. «соединение с учидачи», «встречный удар»;

- кайто-вадза -                техника, построенная на вращении меча;

- нагаси-вадза - прием, построенный на использовании скользящего отклонения;

- каэси-вадза - прием, построенный на использовании контратаки после отбивов в сторону;

- нуки-вадза - прием, построенный на использовании контратаки после уводов атакуемой части тела;

- осаэ-вадза - прием, построенный на использовании защиты задавливанием;

- ирими-вадза - прием, построенный на использовании движения навстречу;

- тэншин-вадза               - прием, построенный на использовании разворота тела;

- кунэри -вадза - досл. «вьющийся удар», прием, построенный на использовании скручивания оружия относительно продольной оси (меняющейся точки на продольной оси);

- ва-но тачи, ма-но тачи - досл. «меч, описывающий круг», «удар демона»;

- ни-но кири - досл. «второй удар», удар без замаха.

Таблица соответствия форм и степеней обучения (и форм посвящения в степень) в Синкагэрю

Формы (ката) для освоения техники формы посвящения указаны курсивом С Т Е П Е Н И
Омотэ-но курайОтэн-и/ОмаробасиКотэн-и/КомаробасиТэнгусёТэнгусё окуКаримокурокуМокурокуГайдэнНайдэнКайдэн
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сангаку (ториагэцукай) + + + + + + + + + +
Сангаку (ситакарацукай)       + + + + + + +
Сангаку (найдэн)           + + + + +
Сангаку (хондэн)               + + +
                     
Кука-но тачи (ториагэцукай);   + + + + + + + + +
Кука-но тачи (ситакарацукай)       + + + + + + +
Кука-но тачи (найдэн)           + + + + +
Кука (хондэн)               + + +
                     
Эмпи рокка-но тачи (ситакарацукай)       + + + + + + +
Эмпи рокка-но тачи (найдэн)           + + + + +
Эмпи рока-но тачи (хондэн)               + + +
                     
Тэнгусё (найдэн)         + + + + + +
Тэнгусё (хондэн)                 + +
Нана-тачи             + + + +
Нидзюнана кадзё сайсё             + + + +
Окуги-но тачи (найдэн)               + + +
Окуги-но тачи (хондэн)                   +
посвящение в                    
Омаробаси санъи (3 формы в Омаробаси)   + + + + + + + + +
Комаробаси санъи (3 формы в Комаробаси)     + + + + + + + +
Нито (техники против двух мечей) (в Тэнгусѐоку)         + + + + + +
Нито учимоно (техники против двух мечей) (в Тэнгусѐоку)         + + + + + +
Нинин гакари (техники против двух противников) (в Тэнгусѐоку)         + + + + + +
Датто хо (приемы отъѐма меча стоя) (в Мокуроку)             + + + +
Дза датто хо (приемы отъѐма меча сидя) (в Мокуроку)             + + + +
Рѐ то (техника с двумя мечами) (в Гайдэн)               + + +
Хакка хиссѐ (форма полной передачи знаний) (8 форм в Кайдэн)                   +
                     
Айрайто хассэй (ториагэцукай) + + + + + + + + + +
Айрайто хассэй (ситакарацукай)       + + + + + + +
Чудан дзюёнсэй (ториагэцукай)     + + + + + + + +
Чудан дзюёнсэй (ситакарацукай)       + + + + + + +
Гэдан хассэй (ториагэцукай)     + + + + + + + +
Гэдан хассэй (ситакарацукай)       + + + + + + +
Ночи-но райто дзюсансэй     + + + + + + + +
Зоку-но райто дзюхассэй       + + + + + + +
Комаробаси хен дзюсансэй (техника с коротким мечом)       + + + + + + +
Гайрайто сандзюиссэй           + + + + +