Теория искусства меча в Синкагэрю

Школа Синкагэрю имеет развитую теоретическую базу. На протяжении истории мастера стиля создавали и развивали теорию стиля, формулировали принципы технических действий и тактических схем, уделяя большое внимание психологии вазаимодействия с противником и настройке собственного психического и ментального состояния. Ими были написаны трактаты, многие из которых стали классикой японского будо.

Часто разделяют «теорию техники искусства меча» (тохо рирон) ветви Овари Ягю и «теорию психической подготовки» (синпо рирон) ветви Эдо Ягю. Однако эти две составляющие части образуют единое, нераздельное целое теории школы, как два колеса одной повозки. В основе всей теории школы Синкагэрю лежит концепция маробаси, сформулированная Камиидзуми Исэ-но Ками.

Суть основополагающей концепции маробаси состоит в том, чтобы применяться к действиям противника, «следовать» за противником. В «каталоге» «Кагэ Мокуроку» («Каталог школы Кагэ»), собственноручно писанном Камиидзуми Исэ-но Ками, в свитке первом, «Эмпи-но маки» («Полет ласточки»), есть раздел «Маробаси-но рон» («Рассуждения о маробаси»), в котором говорится: «Кроме того, сущность учения о единстве «нападения» и «выжидания», о «явленном» и «скрытом», состоит в том, чтобы не защищать одну только часть, а следовать за действиями противника, применяя каждое необходимое средство так же быстро, как немедленно выставляют парус, как только завидят ветер, как немедленно выпускают сокола, как только увидят зайца. Когда нападаешь – нападай решительно, когда выжидаешь – будь готов к переходу к активным действиям. Так нужно действовать всегда. При этом нельзя нападать, очертя голову, позабыв обо всем, нельзя быть пассивным в выжидании. В выжидании твое сознание должно быть готово к нападению, в нападении твое сознание должно быть готово к обороне. Ты должен быть бдительным, как «кот, спящий под цветком пиона»».

Изучение теории школы осуществляется путем изучения следующих трудов:

- «Синкагэрю хэйхо кириай кудэн сё», Ягю Сэкисюсай Мунэтоси;

- «Моцудзими сюдан кудэн сё», Ягю Сэкисюсай Мунэтоси;

- «Сидзю фуся сё», Ягю Хёгоноскэ Тоситоси;

- «Рэн-о нанакадзё», Ягю Рэнъя Тосидзуми;

- «Хэйхо кадэн сё» (Книга о семейной традиции искусства фехтования мечом)», Ягю Мунэнори;

- «Цуки-но сё» (Избранные записи, сделанные при луне)», Ягю Дзюбэй Мицуёси;

- «Мунэхиса хэйхо моногатари», Мунэхиса и других.