Общие сведения об истории и структуре ката школы
Синкагэ-рю Хёхо Маробасикай 新陰流兵法転会
Сначала следует написать несколько слов о структуре школы. Стиль был основан в конце шестнадцатого века в Японии воином и мастером боевого искусства Камиидзуми Исэ-но Ками Хидэцуна (Нобуцуна). Сооснователем стиля считается его ученик и современник Ягю Сэкисюсай Мунэтоси (Мунэёси). В дальнейшем школа продолжала развиваться в семье Ягю, сначала в тогдашней столице - Эдо, в затем также и в городе Овари, столице провинции Овари. Эти два направления со временем обрели некоторые отличия. Ветвь школы Овари возглавляли как мастера из клана Ягю, так и члены семьи сёгунов Токугава. К началу XX века эдосская часть школы практически прекратила своё существование. Ветвь Овари к середине XX века начала дробиться на различные направления, основанные учениками патриарха стиля Ягю Тоситика. Одно из них хранит и практикует семья Ягю (Ягю кай), другое развивается в г.Нагоя (Сюмпукан), и так далее. Общество Маробасикай это также одно из направлений, основанное Ватанабэ Тадасигэ. В своей работе «Малые работы о будо» он отмечает: «После того, как Ягю Тосинага покинул этот мир, большинство его учеников оставили занятия, и школа Синкагэ-рю пришла в крайний упадок. Тогда, во исполнение воли Ватанабэ Тадатоси, который очень переживал по поводу возможной гибели Синкагэ-рю, его сын, Ватанабэ Тадасигэ, в 44-м году Сёва (1969 г.) основал общество Синкагэ-рю Хёхо Маробасикай с целью сохранения традиции школы Синкагэ-рю...».
Надо сказать, что понятие «Маробаси» является одним из ключевых технических и философских понятий, на которых базируется школа. Отметим, что сам основатель направления, Ватанабэ Тадасигэ, носит «артистический псевдоним» (или, если угодно, эпиклесу) «Тэнсин» 転心, первый иероглиф которого используется при записи термина Маробаси. Таким образом, наименование направления отсылает как к одному из основных постулатов стиля, так и к личности создателя нашего направления.
Как и во многих других традиционных японских боевых искусствах, корю:, основой обучения является практика форм. В Синкагэ-рю, в отличие от многих других рю:ха, не используется термин «ката». Формы, или, скорее, их «комплекты», обозначаются терминами «тати» 太刀, «меч», если речь идёт о последовательностях так называемого «корневого» (Хондэн) раздела, или словом сэйхо (勢法; первый иероглиф 勢 – многозначное понятие, которое можно трактовать несколькими способами – «энергия», «мощь», «импульс», «момент», и т.д.), которым обозначаются так называемые формы «внешнего» раздела Гайдэн, 外伝). Впрочем, мы не станем следовать этому правилу слишком строго, и время от времени будем пользоваться более привычным термином «ката».
Поясним, что «корневой» раздел состоит из форм, которые были переданы основателями стиля, формы же «внешнего» раздела были разработаны реформатором и реконструктором техники школы 18-го века Нагаока Торэем Фусасигэ на основе семейного стиля Сэйго-рю иизучения классических трактатов и манускриптов из библиотеки семьи Ягю, и затем эти формы были включены в программу обучения Синкагэ-рю традиции Овари.
Далее следует отметить, что многие формы «корневого» раздела, а также некоторые формы раздела «гайдэн», имеют несколько уровней исполнения. Считается, что каждый последующий уровень является продолжением и усложнением предыдущего. Таких уровней может быть от одного до четырёх.
Найдэн и Гайдэн, внутренняя и внешняя традиции
Степени, присваиваемые в процессе обучения
Содержание программы обучения с разбивкой по степеням