Размышления о названиях частей Кука-но Тати

и об их описаниях в Дэнсё  (традиционных письменных источниках)

       Отметим, что во многих старых дэнсё вместо привычного нам термина Сидати, обозначающего обучающегося, то есть, побеждающего в итоге противника, используется слово Цукаиката.

       Интересно, что в Ягю Симписё 柳生流新秘抄 название Кука-но тати записывается, как 太刀数九破の太刀 – «Девять приёмов разрушения», Ку Ха-но Тати, и поясняется, что, в соответствии с классической триадой Дзё-Ха-Кю: (Вступление-Перелом-Ускорение) форма Сангаку относится к введению, вступлению – Дзё, а Кука – к перелому, разрушению – Ха. Об этой концепции подробнее написано далее в тексте.

                        ☟ Нажать на названия ☟

1.   Хиссё   必勝    Непременная победа
2.   Гъяку фу:   逆風    Встречный ветер
3.   То:дати   十太刀    Перекрещенные мечи
4.   Кабоку   和卜    Сглаживание
5.   Сё:кэй   捷径    Кратчайший путь
6.   Кодзумэ   小詰    Малое подавление
7.   О:дзумэ   大詰    Большое подавление
8.   Яэгаки   八重垣    Восьмислойная ограда
9.   Муракумо   村雲    Гряда облаков

 

       В этой серии статей приведены вольные авторские размышления о названиях ката их истоках названий (ロマン リキン, Кайдэн Синкагэ-рю Маробасикай), также использованы переводы фрагментов статей о Синкагэ-рю неустановленных авторов. Также рассматриваются работы:

– «Секретные заметки о Стиле Ягю»

       Ягю-рю Симпиисё 柳生流新秘抄 (柳生流神秘抄), написан в 1716 г. Сано Каути на основе 30-летнего изучения школы у Ягю Мунэари, сына Мунэфую и внука Мунэнори

– «Искусство Ягю»

       Ягю-но Гэйно: 柳生の芸能, Акабанэ Тацуо и Акабанэ Дайсукэ, 2008

– «Записи устных пояснений к старым мокуроку Ягю ветви Эдо»

       Эдо Ягю Комокуроку кудэнсё 江戸柳生古目録口伝書

– «Иллюстрированный каталог воинского искусства Синкагэ-рю» и «Каталог воинского искусства Синкагэ-рю»

       Синкагэрю Хёхо Э-Мокуроку-но кото 新陰流兵法絵目録事, каталог, врученный Компару Ситиро в 1601 году,  «Синкагэрю Хёхо Мокуроку-но кото» 新陰流兵法目録事, выданный Такэда Ситиро в 1602 г. Собственно, семья Такэда является ветвью клана Компару, так что речь идет о сертификатах, выданных одному и тому же человеку, в дэнсё его также упоминают, как Такэда Компару Ситиро Удзикацу 金春田七郎氏勝. Согласно документам семьи Компару, ему было выдано Ягю Сэкисюсаем 8 свитков: 3 мокуроку, инка кисёмон, сборник стихов о воинском искусстве, гокуи содэн, гокуи дзёдзи син хосин кудэн, хёхо-но гокуи –  в течение 7 лет с 04.04 года Гэнтё по 02.11 год Гэнтё (1599-1606), так что обучал главу школы театра Но: Ягю Мунэтоси весьма основательно, до самой своей смерти в 1606 году.

     И обучался Компару Такэда Ситиро не только Синкагэ-рю у Мунэтоси, но и у Анадзава Киёми 穴沢浄見, вручившего ему два мокуроку по школе Синто-рю 新当流 (какая именно, проследить не удалось, Катори или Касима, такое написание встречалось в обеих), и верховой езде у Уэда Коно, стиль Оцубо-рю 大坪流 (старинная школа верховой езды, основана в XIV-XV вв. н.э.), у Ходзоин Инъэй из храма Кофукудзи 興福寺 宝蔵院胤栄 и ещё у нескольких человек в течение только этого времени. Серьёзно человек подходил к обучению. Возможно, связано это было с тем, что семья Компару давала успешные представления как при дворе Тоётоми Хидэёси, так и перед сёгуном Токугава, зрители и почитатели таланта Компару принадлежали в большой части к воинскому сословию.

– «Утидати мокуроку Дзёрюсая из Овари»

Овари Дзёрю:сай Утидати Мокуроку 尾張如流齊討太刀目録, автор Ягю Дзё:рю:сай, сын  Ягю Тоситоси. Цитируется по Ягю-но Гэйно.

 Дзёрюсай был младшим братом знаменитого Ягю Рэнъя, но имел репутацию даже более искусного фехтовальщика.

– «Изучение наследия Ягю Тоситика»

Ягю Тоситика-но Кэнкю 柳生厳周伝の研究, Акабанэ Тацуо, 2004